"Московские новости" թերթի սյունակագիր Տատյանա Շերբինան ներկայացնում է Բաքու կատարած իր այցելության մանրամասները և այն հակահայկական պրոպագանդան, որով կովկասյան թաթարները երկիր այցելած օտարազգիների մեջ փորձում են ատելություն սերմանել հայերի նկատմամբ:
-----------------------------------------------------------------------------------------
Татьяна Щербина | Колумнисты | Московские новости
Мое первое столкновение с «национальным вопросом» произошло в 1988 году. Ельцин, став мэром (называлось иначе) Москвы, устроил по всему городу ярмарки: приезжали грузовики из «солнечных республик» и выгружали на лотки овощи и фрукты. И вот разражается конфликт в Нагорном Карабахе. Подхожу к лотку возле дома, спрашиваю: «А виноград откуда?» Мы тогда все были очень политизированны. «Из Азербайджана, — отвечает продавец и хитро улыбается: — Но сорт армянский».
И вот я впервые в Азербайджане, Баку, 2010 год. За большим столом — творческая интеллигенция, все азербайджанцы. За последние четверть века город перестал быть интернациональным. Я гость, потому после приветственных тостов мне задают вопросы.
— Как вы относитесь к армянам?
В Москве, перед отъездом, меня предупреждали: «Там — ни слова об Армении». Я и не собиралась.
— Никак, — отвечаю, чтобы уйти от темы.
И вправду, никак, отношусь к разным людям по-разному, к армянам в том числе.
— Значит, вы за армян, — по столу проходит волна напряжения.
— Нет, я ни за кого. Я русская, армяно-азербайджанский конфликт от меня далек.
— Разве вы не знаете, что они сделали? — и начинают с жаром рассказывать, «что они сделали».
Я замечаю, что знаю и про резню армян в Сумгаите, предлагая сменить тему.
— Понятно, — раздается голос, — армяне промыли вам мозги. Они же захватили все российское телевидение, вот и кормят своей пропагандой.
— Я не смотрю телевизор.
— А знаете ли вы, что Армения — это Западный Азербайджан? Советская власть специально создала эту так называемую республику, чтобы уничтожить Азербайджан.
Понимаю, что если стану сейчас говорить о древности Армении, то ни у кого не останется сомнений, что я армянская шпионка. А мне тут еще жить несколько дней. Я отвечаю резко, что мне неинтересно говорить об Армении, и начинаю нахваливать еду — долму, дюшбару, кутабы, плов с сухофруктами, — поедая ее с преувеличенным аппетитом.
— А вы знаете, что армяне украли у нас долму? Причем вместе с названием, что уж вовсе безобразие!
— Не знаю, никогда не была в Армении (что правда).
Сдерживаюсь, чтоб не сказать, что армяне делали долму — толму — во времена, когда и Азербайджана-то никакого не существовало. Но дело переходит к десерту, к пахлаве, и на замечание, что это исконно азербайджанское блюдо должно быть запатентовано, потому что армяне и тут подсуетились, я взрываюсь, говоря, что пахлава (которую очень люблю) известна с VIII века. Пирог с измельченными орехами и сахарной пропиткой приготовил повар султана в Малой Азии (еще и Турции не было, не то что Азербайджана), а тонкие листы, пропитанные медом, стали делать греки, пахлава — греческая! Да мне все равно на самом деле, чья пахлава. А на Кипре была баталия между греческой и турецкой частью — за приоритет изобретения пахлавы! Один историк в Турции говорил мне, что Древняя Греция — миф, на самом деле это была Турция. Я, будучи древнегреческим националистом, возмущалась.
Источник: газета "Московские новости"
No comments:
Post a Comment